Советы врача-ортопеда

Советы врача-ортопеда

 

«Профилактика нарушений опорно-двигательного аппарата»

 Для профилактики и оздоровления детей дошкольного возраста с нарушением ОДА необходима постоянная совместная работа медицинского персонала образовательного учреждения, педагогов и родителей.

Необходимо проведение специальных мероприятий направленных на профилактику и коррекцию нарушений опорно-двигательного аппарата: подбора мебели соответствующей длине тела, контроля за позой во время всех видов деятельности, проведение физкультминуток и динамических пауз во время образовательной деятельности, создание благоприятного двигательного режима.

Воспитатель ведет контроль за соответствием мебели и правильным рассаживанием детей за столами.

Для определения соответствия мебели длине тела следует руководствоваться таблицей. На боковой поверхности стола и задней стороне спинки стула наносится обозначение группы мебели (в числителе). Рекомендуется в каждой        группе иметь ростомерную линейку. Рассаживая детей нужно принимать во внимание их состояние здоровья, а именно зрение, слух, состояние опорно-двигательного аппарата, склонность к простудным заболеваниям.

Контроль за позой детей во время занятий.

С первых дней посещения ребенком дошкольного учреждения необходимо уделять внимание формированию правильной позы, обучать детей самым простым приёмам  контроля рабочей позы во время образовательной деятельности в ДОУ и дома.

Педагогам, медицинским работникам и родителям, следуем терпеливо корректировать нарушения в рабочей позе ребенка, которые встречаются довольно часто. При резко наклоненной позе, необходимых для выполнения письменных работ, значительно возрастают нагрузки на мышцы спины, увеличивается частота сердечных сокращений, уменьшается амплитуда дыхательных движений, а также уменьшается расстояние от глаз до тетради. Для сохранения равновесия в таком положении приходится опираться грудью на поверхность стола, что ещё в большей степени затрудняет работу внутренних органов. В связи с этим, в профилактике отклонений со стороны опорно-двигательного аппарата, а также зрения, большое значение имеет правильная поза.

За столом.

Длина сиденья стула должна соответствовать длине бёдер ребёнка. Высота ножек стула должна равняться длине голеней. Голеностопный, тазобедренный и коленный суставы при сидении образуют прямой угол. Между краем стола и грудной клеткой сидящего ребёнка необходимо выдерживать расстояние, равное ширине кисти ребёнка.

Неправильная посадка за столом – это фактор не только неправильной осанки, но и повышенной заболеваемости всех внутренних органов (ОРЗ, атония кишечника). Очень важно следить за осанкой ребёнка и воспитывать умение правильно сидеть. Для ребёнка сидение не отдых, а акт статического напряжения. При сидении дети, в отличии от взрослых производят значительную работу (мышечную). Мышцы-разгибатели (особенно их не укрепляли раньше) ещё слабы. Дети от сидения быстро устают и стараются быстрее изменить позу или пойти побегать. Взрослые часто не понимают этого и ругают за неусидчивость.

При письме.

Сидеть надо с одинаковой нагрузкой на обе ягодицы. Позвоночник опирается на спинку стула. Предплечья лежат на поверхности стола симметрично и свободно. Надплечья находятся на одном уровне. Голова чуть наклонена вперёд. Расстояние от глаз до стола (тетради, книги) соответствует 30-35 см. Тетрадь при письме должна лежать на столе под углом 30 градусов. Левая рука (правая рука у левшей) поддерживает и двигает тетрадь снизу вверх.

При чтении.

Поза при чтении в основном совпадает с позой при письме. Предплечья симметричны, без напряжения лежат на поверхности стола, кисти поддерживают книгу с наклоном по отношению к глазам под углом 15 градусов.

Стоя.

Стоять надо свободно, без напряжения, с равномерной нагрузкой на обе ноги. Голову не наклонять, следить за симметричным положением надплечий, углов лопаток.

Непродолжительные отклонения от указанных поз нужны для отдыха, расслабления, но они не должны быть привычными, так как это приводит к нарушению осанки.

Стояние, особенно в определённой позе, очень утомительно для ребёнка, так как мышцы спины быстро расслабляются, не выдерживая статической нагрузки. Поэтому малыш начинает переступать, пытается прислониться к чему-либо.

Помните! Наказывая ребёнка стоянием в углу, вы наказываете его физически.

 

Постоянные напоминания о том как надо правильно ходить, ничего не дадут, так как ребенку в этом возрасте нужно повторить одно упражнение от 33 до 68 раз, чтобы он понял и воспроизвел точно это движение. Необходима помощь гимнастики –специальные тренировочные упражнения, способствующие воспитанию правильной ходьбы, развитию чувства равновесия, координации движений, формированию стопы и укреплению мышечного корсета спины. Если в игровом упражнении мы предлагаем ребёнку только ситуации, а движением руководит сам ребёнок. То в гимнастических занятиях речь идет о точном конкретном движении. Самое главное – точно следовать методике выполнения каждого упражнения, и тогда, если вы даже не имеете профессиональной подготовки, вреда ребёнку не будет.

Для воспитания правильной ходьбы и чувства равновесия учите ходить ребёнка с параллельными стопами. Это можно делать на дорожках, скамьях, ступеньках, стесанном бревне, начерченных мелом извилистых дорожках. Великолепное пособие для этого даже кромка тротуара. При правильной ходьбе линяя опоры должна проходить через пятку и второй палец ноги, при этом внутренний край стопы приподнят. Что бывает при ходьбе по прямой линии с параллельным положением стоп. В занятии гимнастикой такая ходьба воспитывается путём постепенного (по мере тренировки) сужения дорожки, по которой ходит ребёнок.

Для воспитания осанки учите ребенка проползать под чем либо.

Для профилактики плоскостопия можно использовать любую «колючую» поверхность, тренажёры.

 

Проведение физкультминуток на непосредственно образовательной деятельности.

 

Проведение физкультминуток (ФМ) – это эффективный способ поддержания работоспособности ребёнка. Поскольку во время ФМ обеспечивается отдых центральной нервной системы, а также скелетных мышц, испытывающих статическое напряжение из-за сидения за столом. Для того, чтобы ФМ оказывала универсальный профилактический эффект, она должна включать упражнения для различных групп мышц и для улучшения мозгового кровообращения.

 

 

  

Комплекс упражнений физкультурных минуток (ФМ)

 

ФМ для улучшения мозгового кровообращения

1.                И.П. – сидя на стуле, 1 – голову наклонить направо, 2 – и.п., 3 – голову наклонить налево, 4 – и.п., 5 – голову наклонить вперёд, плечи не поднимать, 6 – и.п.. Повторить 3-4 раза. Темп медленный.

2.     И.п. - Сидя, руки на поясе, 1 – поворот головы направо, 2 – и.п., 3 – поворот головы налево, 4 – и.п. Повторить 4-5 раз. Темп медленный.

ФМ для снятия утомления с плечевого пояса и рук.

1.     и.п. стоя, руки на поясе, 1- правую руку вперёд, левую вврх, 2 – переменить положение рук. Повторить 3-4 раза, затем расслаблено опустить вниз и потрясти кистями, голову наклонить вперед. Затем повторить ещё 3-4 раза. Темп средний.

2.     и.п. – стоя или сидя, кисти тыльной стороной на поясе. 1-2 – свести локти вперед, голову наклонить вперед, 3-4 локти назад, прогнуться. Повторить 5-6 раз, затем руки вниз и потрясти расслаблено. Темп медленный.

3.     и.п. – сидя, руки вверх, 1 – сжать кисти в кулак, 2 – разжать кисти. Повторить 6-8 раз, затем руки расслабленно опустить и потрясти кистями. Темп средний.

 

ФМ для снятия напряжения с мышц туловища

1.     и.п. – стойка ноги врозь, руки за голову. 1-3 – круговые движения тазом в одну сторону, 4-6 – тоже в другую сторону, 7-8 – вниз и расслабленно потрясти кистями. Повторить 4-6 раз. Темп средний.

2.     и.п. – стойка ноги врозь, руки вдоль туловища. 1-2 – левая сгибаясь вдоль тела вверх, 3-4 – и.п., 5-8 тоже в другую сторону. Повторить 5-6 раз. Темп средний.

 

Дата последнего обновления страницы 23.09.2024
Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish»
Версия для слабовидящих
Размер шрифта Шрифт Межсимвольный интервал Межстрочный интервал Цветовая схема Изображения