Как обучить ребенка правильному произношению ? Как сделать его речь яркой, выразительной, грамотной ? Ответы на эти вопросы волнуют многих родителей.
В первую очередь, нужно больше общаться со своим малышом. Давайте ребенку возможность разговаривать с вами, рассказывать о своих достижениях и делиться своими маленькими детскими проблемами. Ведь речь развивается во время общения. Больше играйте с ребенком, вводите в игры элементы обучения. Через игру ребенок легче усваивает учебный материал. Учите с ребенком стихи, тренируйтесь в произношении чистоговорок. Во время разговора с ребенком, не коверкайте свою речь, она должна быть грамотной. Следите за произношением ребенка, чтобы вовремя понять, в произнесении каких звуков он испытывает затруднения. Вашему вниманию предлагаю игры по развитию речи.
СТИХИ С ДВИЖЕНИЯМИ
Они подарят вам радостные мгновения общения с вашим ребенком. Такие веселые игры со стихами способствуют развитию речи и моторики (двигательных возможностей ) ребенка. Проговаривайте их и параллельно выполняйте предлагаемые движения.
СВИНКА НЕНИЛА погладьте себя или ребенка по голове
СЫНОЧКА ХВАЛИЛА : руки на поясе , поворачивайтесь то вправо , то влево ,
- ТО-ТО ХОРОШЕНЬКИЙ , словно красуетесь
ТО – ТО ПРИГОЖЕНЬКИЙ –
ХОДИТ БОЧКОМ,
УШИ ТОРЧКОМ, ладошками покажите ушки
ХВОСТИК КРЮЧКОМ, ладошкой покажите хвостик
НОС ПЯТОЧКОМ. приподнимите пальчиком кончик носа
ТЕНЬ – ТЕНЬ – ПОТЕНЬ , сядьте , подперев голову кулачком
СЕЛА КОШКА ПОД ПЛЕТЕНЬ .
НАЛЕТЕЛИ ВОРОБЬИ . помашите руками , как птички крылышками
ХЛОПНИ ИМ В ЛАДОШКИ : похлопайте в ладоши
УЛЕТАЙТЕ , ВОРОБЬИ ,
БЕРЕГИТЕСЬ КОШКИ. погрозите пальчиком
КОЗОНЬКА РОГАТАЯ , приставьте руки к голове , как рожки.
КОЗОНЬКА БОДАТАЯ.
УБЕЖАЛА ЗА ПЛЕТЕНЬ , потанцуйте
ПРОПЛЯСАЛА ЦЕЛЫЙ ДЕНЬ.
НОЖКАМИ КОЗА потопайте ногами
ТОП – ТОП!
РОЖКАМИ КОЗА похлопайте в ладошки, держа руки над головой
ХЛОП – ХЛОП !
СТИХИ И ПАЛЬЧИКОВЫЕ ИГРЫ
Все движения организма и речевая моторика имеют единые механизмы , поэтому развитие тонкой моторики рук благотворно сказывается на развитии речи ребенка. В фольклоре существует масса потешек , в которых сочетаются речь и движения рук. Видимо , уже в древности была подмечена взаимосвязь этих процессов. Развитие движений пальцев как бы подготавливает почву для последующего формирования речи. Пальчиковые игры в сопровождении стихов не только разовьют мелкую моторику и речь , но и умение слушать. Ребенок научится понимать смысл услышанного , и улавливать ритм речи.
ПРИГЛАШАЕМ В ОГОРОД
Приглашаем народ : сделать руками жест « к себе »
-Заходите в огород! развести руки в стороны перед собой
Проходите между гряд - «шагаем » пальчиками по столу
Там огурчики лежат , сложить пальчики в форме овала
Помидоры висят , сложить пальцы в форме круга
Прямо в рот хотят .
Рядом зреет репка сложить пальцы в форме сердечка
Ни густа , ни редка.
Наберем мы овощей округлить левую руку как лукошко, а правой
рукой « класть » в него воображаемые овощи
Для себя и для друзей.
КАПУСТА
Что за скрип ? что за хруст ? потереть кулак о кулак
Это что еще за куст ? изобразить куст капусты : соединить ладони в
области запястья вместе , пальцы раздвинуть
Как же быть без хруста ? потереть ладонь о ладонь
Если я - капуста ! изобразить кочан капусты: левую руку сжать
в кулак , а правой его обхватить
Летом жарко , летом душно - обмахивать себя руками ,как веером
Просит дождика капуста постучать пальчиками по столу
СИДИТ БЕЛКА НА ТЕЛЕЖКЕ
Сидит белка на тележке , хлопки ладонями и удары кулачками
Продает она орешки . друг о друга попеременно
Лисичке – сестричке ,
Воробью , синичке , загибают по одному пальчику ,начиная
Мишке толстопятому , с большого
Заиньке усатому.
Кому в платок , ритмичные хлопки и удары кулачками
Кому в зубок,
Кому в лапочку.
СТИХИ ДЛЯ ПОСТАНОВКИ РЕЧЕВОГО ДЫХАНИЯ
Воздушная струя , выходящая из легких через гортань , глотку , полость рта или носа наружу , помогает нам произносить звуки. Очень важно научить ребенка правильно дышать , чтобы он мог правильно произносить звуки , регулировать громкость речи , правильно расставлять паузы , чтобы его речь была плавной и выразительной.
Прежде всего нужно сформировать ротовой выдох. Покажите ребенку , как правильно это сделать. Глубоко вдохните через нос , а затем выдохните плавно через рот ( не толчками ). Не сжимайте при этом губы и не раздувайте щеки. Попросите ребенка повторить это дыхательное упражнение. Следите , чтобы ребенок не выдыхал при этом через нос. ВАЖНО : МНОГОКРАТНОЕ ВЫПОЛНЕНИЕ ТАКИХ УПРАЖНЕНИЙ МОЖЕТ ПРИВЕСТИ К ГОЛОВОКРУЖЕНИЮ!!!!!!!!!!!!
Мы листочки осенние
На веточках сидели.
Только дунул ветерок ,
Мы и полетели.
(разложить на столе сухие листочки, прочтите стихотворение , а ребенка попросите правильно вдохнуть и выдохнуть так , чтобы листики полетели )
Мы подуем высоко…..
Мы подуем низко……
Мы подуем близко……
( прочтите стихотворение вместе с ребенком , при этом после первой строчки поднимитесь на носочки. После второй - присядьте на корточки , а после третьей – поднесите ладони к губам. После каждой строчки ребенок должен делать глубокий вдох через нос и выдох через рот )
Водичка в стакане спала…..
Водичка спокойной была.
Мы в трубочку подули ,
И разыгралась буря…..
(приготовьте стакан с чистой водой и трубочку для коктейля .прочтите с ребенком стихотворение и попросите его опустить трубочку в стакан с водой и подуть. Эта веселая игра также способствует формированию правильного выдоха )
ФУТБОЛ
Из кусочка ваты скатать шарик. Это мяч. Ворота – два кубика или карандаша. Ребенок дует на « мячик » , пытаясь « забить гол », вата должна оказаться между кубиков.
ПУЗЫРИ
Эй , Ванюша , посмотри –
Мы пускаем пузыри.
(подобные упражнения способствуют формированию правильного плавного выдоха. Потренируйтесь , у кого из вас получиться надуть самый большой пузырь )
СТИХИ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ТЕМПА РЕЧИ И СИЛЫ ГОЛОСА
Темп речи и сила голоса - важные составляющие выразительной речи. Вместе с ребенком поработайте над ними.
КАРУСЕЛИ
ЕЛЕ – ЕЛЕ , ЕЛЕ - ЕЛЕ
ЗАКРУЖИЛИСЬ КАРУСЕЛИ ,
( произносим первые две строчки очень медленно и тихо )
А ПОТОМ , ПОТОМ , ПОТОМ ,
(произносим эту строчку с увеличением темпа и силы голоса )
ВСЕ БЕГОМ , БЕГОМ , БЕГОМ.
(увеличиваем силу голоса и темп речи , как бы показывая , как быстро крутятся карусели )
ТИШЕ , ТИШЕ , НЕ СПИШИТЕ !
( произносим эту строчку немного тише , чем предыдущие и с замедлением темпа речи )
КАРУСЕЛЬ ОСТАНОВИТЕ,
(произносим эту строчку совсем тихо и медленно, словно голосом останавливаем карусель )
ПОЕЗД
ТРИДЦАТЬ ТРИ ВАГОНА В РЯД ( произносим очень тихо и медленно -
ТАРАТОРЯТ , ТАРАХТЯТ. поезд только тронулся )
ТРИДЦАТЬ ТРИ ВАГОНА В РЯД ( произносим немного громче и быстрее –
ТАРАТОРЯТ , ТАРАХТЯТ . поезд набирает ход )
ТРИДЦАТЬ ТРИ ВАГОНА В РЯД ( произносим ещё громче и быстрее –
ТАРАТОРЯТ , ТАРАХТЯТ . поезд разгоняется )
ТРИДЦАТЬ ТРИ ВАГОНА В РЯД ( произносим так громко и быстро ,
ТАРАТОРЯТ , ТАРАХТЯТ. насколько это возможно )
(составила учитель-логопед Сигова Н.В. )