Обычная
версия сайта
  Размер шрифта:   Шрифт:   Межсимвольный интервал:   Межстрочный интервал:   Цветовая схема:   Изображения:

МКДОУ д/с № 428

 

  Отправить обращение в электронную приемную  

Советы логопеда

 

  Как   обучить  ребенка  правильному  произношению ?  Как сделать  его  речь  яркой, выразительной, грамотной ? Ответы  на  эти  вопросы  волнуют  многих  родителей.

           В  первую очередь,  нужно  больше  общаться  со  своим  малышом.  Давайте ребенку возможность  разговаривать  с  вами,  рассказывать  о  своих  достижениях  и  делиться  своими  маленькими  детскими  проблемами.  Ведь  речь  развивается  во  время  общения.  Больше играйте  с  ребенком,  вводите  в  игры  элементы  обучения.  Через  игру ребенок  легче  усваивает  учебный  материал.  Учите  с  ребенком стихи, тренируйтесь в  произношении  чистоговорок. Во  время  разговора  с  ребенком,  не коверкайте  свою  речь,  она должна  быть  грамотной. Следите  за  произношением  ребенка,  чтобы  вовремя  понять, в произнесении  каких  звуков  он испытывает  затруднения. Вашему  вниманию  предлагаю  игры  по  развитию  речи.

 

 

                                  СТИХИ  С  ДВИЖЕНИЯМИ

 

Они  подарят   вам  радостные  мгновения  общения  с  вашим  ребенком. Такие  веселые  игры  со  стихами  способствуют  развитию  речи  и  моторики  (двигательных  возможностей )  ребенка. Проговаривайте  их  и  параллельно  выполняйте  предлагаемые  движения.

 

СВИНКА  НЕНИЛА                       погладьте себя или ребенка по голове
СЫНОЧКА  ХВАЛИЛА :               руки  на поясе , поворачивайтесь  то  вправо , то влево ,
-  ТО-ТО ХОРОШЕНЬКИЙ ,                   словно  красуетесь

ТО – ТО ПРИГОЖЕНЬКИЙ –

ХОДИТ  БОЧКОМ,

УШИ  ТОРЧКОМ,                          ладошками  покажите  ушки

ХВОСТИК  КРЮЧКОМ,              ладошкой  покажите  хвостик

НОС  ПЯТОЧКОМ.                       приподнимите  пальчиком кончик  носа

 

 

 

ТЕНЬ – ТЕНЬ – ПОТЕНЬ ,                     сядьте , подперев  голову  кулачком

СЕЛА  КОШКА  ПОД  ПЛЕТЕНЬ .

НАЛЕТЕЛИ  ВОРОБЬИ .                       помашите  руками , как  птички  крылышками
ХЛОПНИ  ИМ  В  ЛАДОШКИ :           похлопайте  в  ладоши

УЛЕТАЙТЕ ,  ВОРОБЬИ ,

БЕРЕГИТЕСЬ  КОШКИ.                       погрозите  пальчиком

 

 

КОЗОНЬКА  РОГАТАЯ ,                      приставьте руки  к голове , как  рожки. 

КОЗОНЬКА  БОДАТАЯ.

УБЕЖАЛА  ЗА  ПЛЕТЕНЬ ,                потанцуйте

ПРОПЛЯСАЛА  ЦЕЛЫЙ  ДЕНЬ.

НОЖКАМИ КОЗА                                потопайте  ногами

ТОП – ТОП!
РОЖКАМИ КОЗА                                похлопайте в  ладошки, держа руки над головой

ХЛОП – ХЛОП !

 

 

 

 

                        СТИХИ  И  ПАЛЬЧИКОВЫЕ  ИГРЫ

 

    Все  движения  организма  и  речевая  моторика  имеют  единые  механизмы  , поэтому  развитие  тонкой  моторики  рук  благотворно  сказывается  на  развитии  речи  ребенка. В фольклоре  существует  масса  потешек , в которых сочетаются  речь  и  движения  рук. Видимо , уже  в древности  была  подмечена  взаимосвязь  этих  процессов. Развитие  движений  пальцев  как бы  подготавливает  почву  для последующего  формирования  речи. Пальчиковые   игры  в  сопровождении  стихов  не  только  разовьют  мелкую  моторику  и речь , но и  умение  слушать. Ребенок  научится  понимать  смысл  услышанного ,   и  улавливать  ритм  речи.

 

                               ПРИГЛАШАЕМ   В  ОГОРОД

 

Приглашаем  народ :                              сделать  руками жест   « к  себе »

-Заходите  в  огород!                              развести руки в  стороны  перед собой

Проходите между гряд -                        «шагаем » пальчиками по столу

Там огурчики лежат ,                             сложить пальчики в форме овала

Помидоры висят ,                                   сложить пальцы в форме круга

Прямо  в  рот хотят .

Рядом зреет  репка                                 сложить пальцы в форме сердечка

Ни густа , ни редка.

Наберем мы овощей                              округлить левую руку как лукошко, а правой

                                                                  рукой « класть » в него воображаемые овощи

Для себя и для друзей.

 

 

                                                 КАПУСТА

 

Что за скрип ? что за хруст ?                        потереть кулак о кулак

Это что еще за куст ?                                     изобразить куст капусты : соединить ладони в

                                                                         области запястья вместе , пальцы раздвинуть

Как же быть без хруста ?                               потереть ладонь о ладонь

Если я -  капуста !                                           изобразить кочан капусты: левую руку сжать

                                                                          в кулак , а правой  его обхватить

Летом жарко , летом  душно -                       обмахивать себя руками ,как веером

Просит  дождика капуста                               постучать пальчиками по столу

 

                             СИДИТ  БЕЛКА  НА  ТЕЛЕЖКЕ

 

Сидит  белка на тележке ,                              хлопки  ладонями и удары кулачками

Продает она  орешки .                                    друг о друга попеременно

Лисичке – сестричке ,

Воробью , синичке ,                                       загибают по одному пальчику ,начиная

Мишке  толстопятому ,                                            с большого

Заиньке  усатому.

Кому в платок ,                                               ритмичные  хлопки и удары кулачками

Кому  в  зубок,

Кому  в лапочку.

 

 

 

 

           СТИХИ  ДЛЯ  ПОСТАНОВКИ  РЕЧЕВОГО ДЫХАНИЯ

 

Воздушная  струя , выходящая  из  легких  через  гортань , глотку , полость  рта или носа  наружу , помогает нам произносить звуки.  Очень важно научить ребенка  правильно  дышать , чтобы он мог  правильно произносить  звуки , регулировать  громкость  речи , правильно расставлять  паузы , чтобы его  речь  была  плавной  и  выразительной.

Прежде всего  нужно  сформировать  ротовой выдох.  Покажите  ребенку , как  правильно  это сделать.  Глубоко  вдохните  через  нос , а  затем  выдохните  плавно  через  рот ( не толчками ).  Не  сжимайте  при  этом  губы  и не раздувайте  щеки. Попросите  ребенка  повторить  это  дыхательное  упражнение. Следите , чтобы  ребенок  не выдыхал  при этом  через  нос.  ВАЖНО : МНОГОКРАТНОЕ ВЫПОЛНЕНИЕ  ТАКИХ  УПРАЖНЕНИЙ  МОЖЕТ  ПРИВЕСТИ К ГОЛОВОКРУЖЕНИЮ!!!!!!!!!!!!

 

 

 

Мы  листочки  осенние 

На  веточках  сидели.

Только  дунул  ветерок ,

Мы  и  полетели.

 

(разложить на столе сухие листочки, прочтите  стихотворение , а  ребенка  попросите  правильно  вдохнуть и выдохнуть  так , чтобы листики  полетели )

 

 

Мы  подуем  высоко…..

Мы  подуем  низко……

Мы  подуем близко……

 

( прочтите  стихотворение вместе с ребенком , при этом после  первой  строчки  поднимитесь  на  носочки. После второй -  присядьте на  корточки , а после третьей – поднесите ладони к губам. После каждой  строчки ребенок  должен  делать глубокий  вдох  через нос  и  выдох  через  рот )

 

Водичка  в стакане  спала…..

Водичка  спокойной  была.

Мы  в  трубочку  подули ,

И разыгралась  буря…..

 

(приготовьте  стакан  с  чистой водой  и  трубочку  для  коктейля .прочтите с  ребенком  стихотворение  и  попросите  его  опустить  трубочку  в стакан  с водой  и подуть. Эта веселая игра также  способствует  формированию  правильного  выдоха )

 

                                                         ФУТБОЛ 

                                                                                                                                                        Из кусочка  ваты  скатать шарик. Это  мяч. Ворота – два  кубика или карандаша. Ребенок  дует  на  « мячик » , пытаясь  « забить  гол », вата должна оказаться  между  кубиков.

 

                                                         ПУЗЫРИ

Эй , Ванюша , посмотри –

Мы пускаем  пузыри.

(подобные  упражнения способствуют формированию  правильного плавного  выдоха. Потренируйтесь , у кого из  вас получиться надуть самый  большой пузырь )

 СТИХИ ДЛЯ  РАЗВИТИЯ  ТЕМПА  РЕЧИ  И СИЛЫ  ГОЛОСА

 

Темп   речи  и  сила  голоса -  важные  составляющие  выразительной  речи.  Вместе с ребенком  поработайте  над  ними.

 

 

                           КАРУСЕЛИ

 

ЕЛЕ – ЕЛЕ , ЕЛЕ - ЕЛЕ

ЗАКРУЖИЛИСЬ  КАРУСЕЛИ ,

 

( произносим  первые  две  строчки  очень  медленно и  тихо )

 

А  ПОТОМ , ПОТОМ , ПОТОМ ,

 

(произносим эту  строчку  с  увеличением  темпа  и  силы голоса )

 

ВСЕ  БЕГОМ , БЕГОМ , БЕГОМ.

 

(увеличиваем  силу  голоса  и  темп речи ,  как бы  показывая , как  быстро  крутятся  карусели )

 

ТИШЕ , ТИШЕ ,  НЕ  СПИШИТЕ !

 

( произносим  эту  строчку  немного тише , чем  предыдущие  и  с  замедлением  темпа  речи )

 

КАРУСЕЛЬ  ОСТАНОВИТЕ,

 

(произносим эту  строчку  совсем  тихо  и  медленно, словно голосом  останавливаем  карусель )

 

 

 

 

                                ПОЕЗД  

 

 

ТРИДЦАТЬ ТРИ  ВАГОНА  В  РЯД            ( произносим очень тихо и медленно -
ТАРАТОРЯТ ,  ТАРАХТЯТ.                             поезд  только  тронулся )

 

ТРИДЦАТЬ  ТРИ  ВАГОНА  В  РЯД           ( произносим немного  громче и  быстрее –

ТАРАТОРЯТ , ТАРАХТЯТ .                                поезд набирает  ход )

 

ТРИДЦАТЬ ТРИ   ВАГОНА В  РЯД            ( произносим  ещё  громче  и  быстрее –

ТАРАТОРЯТ , ТАРАХТЯТ .                                   поезд  разгоняется )

 

ТРИДЦАТЬ  ТРИ ВАГОНА  В  РЯД            ( произносим  так  громко  и  быстро ,

ТАРАТОРЯТ ,  ТАРАХТЯТ.                             насколько  это  возможно )

                                                          

 

(составила учитель-логопед Сигова Н.В. )

 

Cайт создан по технологии "Конструктор e-Publish"